Во многих портах наметилось снижение темпов роста контейнерооборота

Влияние на контейнерооборот внутриотраслевых условий

Несмотря на приходящийся на 3-й квартал каждого года традиционный всплеск контейнерных поставок, в нынешнем году так называемый «пик сезона» был не очень заметен. Более того, во многих портах наметилось снижение темпов роста контейнерооборота. К примеру, если терминалы DP World по итогам 1-го полугодия показали рост контейнерооборота в размере 4,8%, то за 9 мес. 2018 г. этот показатель снизился до 2,6%. В порту Сингапур аналогичный рост снизился с 11,5% до 10,2%, Роттердам – с 6,2% до 5,7%, Антверпен – с 8,3% до 6,8%, Валенсия – с 7,0% до 4,5%, а Лонг-Бич – с 14,5% до 8,2%. А в порту Гонконг, наоборот, темпы падения контейнерооборота возросли с 3,6% до 5,3%.

Из-за усиления торгового конфликта между США и Китаем в этом году замедлился и значительно отстает от прогнозных показателей контейнерооборот морских портов Южной Кореи. Большие опасения по поводу влияния на контейнерооборот введенных Китаем и США таможенных пошлин выразили администрации портов Лонг-Бич и Лос-Анджелес. По их оценкам от введенных в сентябре с.г. новых санкций может пострадать до 23% контейнерооборота в порту Лонг-Бич и до 20% в порту Лос-Анджелес. По оценкам Maersk Line, перевозимый судами компании экспортный контейнеропоток из Китая в США в ближайшее время может снизиться на 4%, а в обратном направлении – на 6%. Еще более пессимистичен прогноз COSCO Shipping, ожидающей, что объемы транс тихоокеанских перевозок из-за усиления трений между США и КНР снизятся на 10%. В конкретных цифрах Drewry оценивает эти потери для данного трейда на следующий год в размере 1 млн. TEU. Здесь следует также отметить, что из-за вновь введенных санкций США против Ирана существенно снизился и ближневосточный контейнерооборот. В итоге по оценкам Alphaliner, базирующимся на данных по более, чем 200 портам, за 9 месяцев 2018 г. был достигнут наименьший прирост контейнерооборота, начиная с 2016 г.

Отметим также, что помимо глобальных мировых тенденций и рисков, влияющих на контейнерооборот отдельных портов и регионов, существуют также и внутриотраслевые условия, способные вызвать те или иные изменения. Так, объединение контейнерных перевозчиков THE Alliance, в которое входят Hapag-Lloyd, K Line, MOL, NYK и YangMing, намерено перенести судозаходы из Бремерхафена в Гамбург на четырех трансатлантических сервисах, аргументируя это необходимостью «улучшения внутренней сети». По оценкам Alphaliner данное решение приведет к сокращению контейнерооборота Бремерхафена в пользу Гамбурга примерно на 500 тыс. TEU.