Консолидация и интеграция контейнерных линий

Консолидация и система альянсов дают возможность линейным перевозчикам поддерживать фрахтовые ставки на уровне, обеспечивающем прибыльность перевозок и возврат вложенных капиталов. Это становится возможным, если контейнерные линии в рамках созданных объединений способны достичь следующего: объединять сервисы, улучшать систему управления, увеличить коэффициент загрузки флота, обмениваться грузами, использовать эффект масштаба, сокращать операционные издержки и обеспечивать совместное использование ресурсов и сетей. Кроме того, консолидированные перевозчики и их альянсы, как правило, способны предложить более широкий спектр услуг клиентуре и им легче инвестировать в развитие и технологическую модернизацию.

Вертикальная интеграция и ее роль для оптимизации портов захода

Помимо консолидации в последнее время наблюдается также процесс вертикальной интеграции контейнерных линий, подстегивающий их инвестировать в порты и терминалы. Это добавляет сложности во взаимосвязи между контейнерными линиями и портами, оборачиваясь среди прочего, концессионным подходом к терминалам. Контейнерным линиям в силу ускоренного наращивания флота «ультра крупных» контейнеровозов все чаще требуется меньшее по количеству заходов, но большее по мощностям и глубинам число терминалов. При этом для оптимизации портов захода и создания наиболее эффективной модели управления терминалами как нельзя предпочтительна вертикальная интеграция, степень которой, по всей видимости, будет только возрастать. Одним из последних примеров вертикальной интеграции (но уже с другой стороны), является приобретение терминальным оператором компанией DP World 100% доли контейнерного перевозчика Unifeeder Group за 660 млн. Евро. В то же время многие терминальные операторы жалуются, что консолидация перевозчиков, сопровождаемая увеличением размеров контейнеровозов и сокращением числа портов захода, вынуждает их все больше инвестировать в дноуглубление и новые краны. При этом ужесточение конкурентной борьбы между портами и терминалами за контейнеропоток приводит к неадекватному сокращению тарифов и необходимости продавать доли линиям, чтобы вообще не остаться без работы. Грузовладельцы, со своей стороны, винят альянсы в существующих проблемах с надежностью и качеством сервиса.