Транспортная инфраструктура Украины имеет низкий уровень развития транспортно-логистических технологий и мультимодальных перевозок

Десять лет назад морские порты Украины перерабатывали свыше 1 млн ТЕU в год (рекордный показатель был зафиксирован в 2008 году – 1253,9 млн ТЕU). Одной из причин снижения показателей практически в два раза является тот факт, что транспортная инфраструктура Украины имеет низкий уровень развития транспортно-логистических технологий и мультимодальных перевозок, что в итоге снижает конкурентоспособность страны и ограничивает выход украинской продукции на мировой транспортный рынок. Об этом говорил в своем докладе Александр Басюк, директор департамента морского и речного транспорта Министерства инфраструктуры Украины.

На повестке дня – концессия портов

Суммарная мощность всех контейнерных терминалов в Украине составляет 3,1 млн ТЕU в год, но в реальности порты загружены всего на 14,7%. «Среди терминальных операторов идет жесткая борьба за грузопоток», — подчеркнул Александр Басюк.

Принятое Министерством инфраструктуры Украины решение с января 2018 года снизить ставки портовых сборов на 20% не дало явного положительного эффекта. Однако, как отметил директор департамента, в министерстве намерены продолжать формировать основы концептуальной политики планирования развития портовой отрасли, направленной на создание условий для привлечения инвестиций в морских портах и повышения эффективности имеющихся мощностей.

«Не смотря на падение грузопотока, в долгосрочной перспективе увеличение грузооборота все-таки будет», — озвучил прогнозы министерства Александр Басюк.

Что касается ставок портовых сборов, планируется проведение анализа эффективности влияния данной концепции на деятельность бизнеса и на финансовые показатели. Также в данный момент осуществляется разработка плана пошаговых действий по реализации Национальной транспортной стратегии. В частности, начала свою деятельность государственная Служба морского и речного транспорта.

Министерство продолжает работать в направлении реализации пилотных концессионных проектов в ряде морских портов (ГП «СК «Ольвия», ГП «Херсонский морской торговый порт», железнодорожно-паромный комплекс ГП «Морской торговый порт «Черноморск», ГП «Морской торговый порт «Южный»).

В планах на 2019 год: продолжение работ по проведению концессионных конкурсов по указанным выше объектам, принятие документа по реализации проекта «Единое морское окно». Отдельным пунктом прописан внесенный на рассмотрение Кабмина проект Морской доктрины Украины.

В перспективе – разработка и утверждение мультимодальной транспортной стратегии, законопроекта о мультимодальных перевозках.